Как делают кольца из платины?

Как делают кольца из платины?

Помните, я рассказывал про платину? Насколько сложно с ней работать и все такое. Если нет, то вот та публикация.

Но если она такая проблемная, как же с ней работать? Как ювелиры и, в частности я, делаем из нее украшения?

Самое главное — правильно подобранный инструмент и понимание технологии.
Например, эти кольца. Они сделаны вручную, методом, так называемой, холодной ковки.

Для начала, платину нужно расплавить и приготовить пробный сплав. Для этой пары колец был выбран сплав платины 900 пробы, что означает, что в сплаве содержатся 90% чистой платины. Остальное — медь и палладий. Медь сильно повышает твердость сплава, что очень важно для обручальных колец, а палладий делает сплав белее, ведь платина скорее серого цвета, чем белого.

Плавить платину можно по-разному, но я предпочитаю делать это водородной горелкой, так как в продукте горения газа водород+кислород отсутствует что-либо, способное загрязнить сплав.
Сначала я готовлю сплав меди и палладия. Затем плавлю чистую платину и, в уже расплавленную платину, добавляю сплав меди и палладия.

Мешать нечем:)
Температура плавления платины - 1768 градусов. А температура расплава даже выше на 100-150 градусов и приближается к 2000 градусов! Мало что может выдержать такую температуру: сталь плавится при 1500С, кварцевое стекло при 1700С, а титан при температуре 1670С горит как бенгальский огонь! Можно, в теории, мешать вольфрамовым стержнем, но я никогда не пробовал. Если кто-то знает — напишите мне, пожалуйста, насколько это плохая или хорошая идея?

 

Я мешаю просто покачивая тигель, а затем выливаю в изложницу (формочка для заливки расплава). Изложница у меня графитовая. Это не очень хорошо, так как платина образует с углеродом твердые растворы, но у меня, пока что, проблем с этим не возникало. Куда опаснее тигли. В России просто невозможно купить хорошие тигли для платины, но это отдельная история.

Полученному слитку нужно придать необходимую форму. Для этого можно применять различные способы, но самый простой — вальцевание. Сперва я проковываю слиток молотком, придавая ему сечение квадрата, затем отжигаю, а уже после этого начинаю прокатывать в вальцах.

Вальцы, или прокатный стан — это устройство с двумя закаленными и шлифованными (пока не проржавеет в нашем влажном климате) валами, которые можно либо раздвинуть, либо сомкнуть полностью, а специальной рукоятью передать валам вращение навстречу друг другу. Варьируя расстояние между ними, я прокатываю слиток, придавая ему сечение необходимой формы и толщины, а используя профильные валки, придаю ему профиль обручального кольца!

После этого отмеряется и отрезается необходимая длина проката, заготовка скручивается в кольцо и, либо спаивается, либо сваривается. Я, чаще всего, паяю специальным платиновым припоем.

Припой — та же самая платина 900 пробы, но в ее составе содержатся примеси, понижающие температуру плавления. Поэтому, если все было сделано аккуратно, место пайки, после шлифовки и полировки, не видно.

 

Когда прокат скручен в кольцо и спаян, его отколачивают на специальном металлическом конусе, придавая ровную форму круга. Кольцо точнее подгоняется по размеру на специальном станке и начинается долгий и муторный процесс шлифовки.

Платина — вязкий и очень износостойкий металл. Если золото прекрасно шлифуется всего двумя-тремя номерами наждачной бумаги, то платину приходится шлифовать минимум шестью. Потому что, например, 1500 зерном не отшлифовать поверхность из под 600 зерна. Приходится использоваться 800, 1000 и 1200.

Когда поверхность отшлифована, ее можно и отполировать. Тут уже ничего сложного нет. Разве что перед финишной полировкой, я мою изделия и затем полирую на отдельном круге с японской пастой, созданной специально для платины. Она дает невероятный зеркальный блеск, которого не добиться другими пастами.

Вот и весь процесс изготовления данных колец. Конечно, он сильно упрощен, ведь описывать его во всех подробностях — очень долго и, наверное, не нужно. Или Вам интереснее будет узнать эти подробности?